Масло-восковая обработка деревянных поверхностей

#1
Добрый день, коллеги!
Хочу открыть тему по защитно-декоративной обработке деревянных поверхностей масло-восковыми составами.
Иными словами - хочу начать цикл небольших исследовательских статей, в которых поделюсь своими впечатлениями и идеями, возникшими у меня на пути изучения масел и восков, а также выслушать соображения и продуктивную критику на этот счет.
Конечно, было бы неплохо иметь отдельную тему, например, "Финишная отделка древесины" в разделе "Столярные дела", а в ней уже этот подраздел про масла и воски. Ну, да ладно, всему своё время.

Погружение в тему.

Ни для кого не секрет, что особой популярностью среди столяров пользуются составы на основе растительных масел (льняного, тунгового и пр.). Сразу оговорюсь, что речь идет не о самоварении, а о промышленных образцах известных брендов: Osmo, Borma Wachs, Rust Oleum, Biofa, Мартьянов и другие.

Когда я только начинал столярничать, мне пришлось искать приемлемый для себя вариант финишной отделки. Как раз в тот момент я и наткнулся на данный способ.
В сети можно встретить огромное количество примеров такой обработки. Результаты действительно удивляют и восхищают. Мебель, покрытая маслом, выглядит очень красиво, презентабельно и благородно. И самое важное, что для достижения подобных эффектов не требуется высокой квалификации мастера, и вообще никакого оборудования. Необходимо иметь только хорошую кисть и безворсовую ткань.

И этот момент меня сильно смутил. Действительно ли, не имея специальной подготовки и дорогостоящих спецсредств можно даже в домашних условиях превратить обычную деревяшку в «шедевр современного искусства»? Поставят ли эксперты и искушённые пользователи такую отделку в один ряд с другими, более сложными в нанесении покрытиями?

В среде мебельных дизайнеров и маляров существует такое понятие, как «профессиональная отделка полиуретановыми материалами». Эта технология на сегодняшний день широко распространена на многих фабриках. Полиуретаны позволяют создавать удивительные по своим внешним и внутренним свойствам покрытия и являются одним из основных признаков элитарной мебели.

В связи с этим у меня появились некоторые вопросы, ответы на которые я до сих пор не готов дать в полной мере.

Что представляет собой масло-восковая технология с позиции элитарности? Насколько она там применима? Взаимозаменяемы ли полиуретаны и масла или у каждого своя ниша и условия применения? Существуют ли критерии замены покрытий, создаваемых классическими лакокрасочными материалами бесплёночными? Как отзываются о маслах профессиональные мебельщики? Может эта технология специально разработана для дилетантов-любителей, жаждущих создавать поделки своими руками? Какой вообще сакральный смысл содержится в древнейшей технологии масло-восковой отделки на современный лад?

Первоначально такая отделка породила во мне большие сомнения относительно надёжности и перспективности этой технологии. Я наотрез отказывался серьёзно воспринимать этот способ. Замечал за собой лёгкое раздражение данным методом, говорил про себя: "он по-детски прост и не может относиться к классу профессиональных!". А как хотелось забраться на самую вершину технологичности покрытий и оттуда надменно наблюдать, как любители тщетно льют льняное масло и втирают пчелиный воск, пытаясь получить оригинальные дизайнерские решения. Долго не мог побороть свой консерватизм. Мои представления о мебели ограничивались лишь эмале-лаковыми покрытиями.

Но амбиции амбициями, а отсутствие покрасочных условий и высокая стоимость специального оборудования быстро подавили слюновыделение при мыслях о применении высококачественных полиуретанов. Пришлось "спуститься на землю" и обратить свой взор на более доступные и недорогие приёмы. И тогда я понял, как ошибался относительно применения масел и восков.

Несмотря на кажущиеся примитивность и доступность метода, его технологию нельзя так легкомысленно относить к категории элементарных. Она требует серьёзных знаний и умений! Огромное количество вопросов и споров, встречающихся в интернете, связано с её нарушением, что лишний раз доказывает точность вышевыделенного утверждения.

Основное моё заблуждение состояло в том, что я считал простоту главным недостатком финишной отделки деревянных поверхностей. Выделял эту особенность, как серьёзный фактор риска при создании мебели высокого уровня. Делал несостоятельный вывод о недолговечности, недостаточной прочности и низкой влаго-/износостойкости покрытий. Исключительная лёгкость нанесения составов позволяет даже ребёнку свободно с ними работать, и это тоже усиливало мой скепсис. А всему виной недостаточная информированность, и влияние некоторых "видных" мастеров, которые, скорее всего, и представления-то глубокого не имели о материалах, которые ругали.

На некоторых мебельных интернет-форумах можно поучаствовать в спорах и обсуждениях относительно технологии и частных случаев применения масло-восковых смесей. Встречаются коллеги, расширяющие область и правила использования составов, иногда выходя за рамки, рекомендованных производителем или даже за пределы здравого смысла. Не скажу, что это плохо, но это не является нормой. Недостаток знаний и опыта вкупе с моральной неподготовленностью "исследователя" часто является причиной глубокого разочарования. Простая, судя по отзывам, процедура загоняет в тупик.

В большинстве случаев как раз показная простота масел затмевает собой многие важные технологические особенности, незнание которых приводит к отрицательному результату. Легкомысленный подход здесь недопустим, ибо нарушение технологии и непонимание специфики пересечения различных продуктов в отдельных диапазонах мебелестроения лишает гибкости и возможности сделать красивое, качественное и надёжное изделие.

Соблюдение технологии – обязательное условие получения качественной отделки. Поэтапность, алгоритм самой же технологии формируется на базе физико-химических свойств компонентов, входящих в состав масел, их назначения и особенностей взаимодействия друг с другом и кислородом воздуха. Поэтому знания о структуре материалов и базовых принципах химии масел не будут лишними. Подробные сведения о продуктах дадут общее представление об их «внутреннем мире» и научат заранее оценивать ожидаемый эффект от их применения.

Обзорный анализ смесей, содержащих компоненты масел и восков очертил круг основных "подозреваемых", причастных к изготовлению и продаже достаточно качественных и относительно недорогих продуктов. На отечественном рынке широко представлены такие бренды, как Borma Wachs (Италия), Osmo (Германия), Rust Oleum (США): коллекция Varathane и Watco, Neomid (Россия), Belinka (Словения), Festool (Германия), Rubio Monocoat (Бельгия), Biofa (Германия), Сигма Колор (Россия), Мартьянов (Россия) и другие.

Так как фундаментальные принципы, лежащие в основе всего масло-воскового явления в целом похожи, рассматривать отдельно каждый бренд: его назначение, свойства, особенности применения, состав, нецелесообразно. Универсальным выходом в этом случае станет обзор материалов какого-то одного производителя, где на конкретных примерах можно будет показать суть технологии декоративно-финишной отделки, и вывести общие для всех составов закономерности, определяющие внутреннюю природу их защитных функций.


Продолжение следует ....
 
Последнее редактирование:
#2
Для исследования я выбрал продукты ТД Мартьянов. Это перспективная, быстро развивающаяся мануфактура с коллективом энергичных и целеустремленных работников, своей историей, уходящей в далёкий 1895 год. Продуктовая линейка предприятия на сегодняшний день закрывает практически все потребности в поверхностной обработке древесины и камня. Консультационную поддержку можно получить в онлайн-режиме, что значительно ускоряет поиск ответов. В обсуждении проблем участвуют не только сотрудники торгового дома, но и все активные пользователи, желающие поделиться своим опытом и высказать соображения.

Детально насыщенное и доступное мартьяновское информационное поле мне показалось довольно привлекательным. Для упрощения и ускорения своей работы осталось только "присоединиться" к нему и правильно организовать обработку массива данных, аккумулированных в нём.

Плюс ко всему мне, как человеку, болеющему душой за отечественного производителя очень хочется, чтобы именно российские материалы, технологии, инструменты становились сильными лидерами, получали общемировое признание и известность. И данный мой труд на рынке пиар-услуг, хоть и как "капля в море", но в общем потоке информации, надеюсь, тоже внесёт свой вклад в это продвижение.

В работе я не буду акцентировать внимание на составах домашнего приготовления. Считаю, использование данных рецептов неприемлемых для себя, и воспринимаю любую кустарщину, как шаг назад в своём развитии. Столпы мирового масловарения давно прошли этот путь, исследовали сотни рецептур и сделали правильные выводы. Знать подобные схемы, конечно, можно - для своих собственных ложек и разделочных досок они подойдут, но в профессиональном мебельном мире такая самодеятельность - нонсенс.

Со времени применения первых масляных смесей прошло уже много лет. С годами их структурная формула претерпела кардинальные изменения. Как бы производители не стремились к природной натуральности - создать продукт на старой базе, имеющий многие преимущества синтетических покрытий оказалось невозможным. В химии масел произошёл качественный скачок. Масла, подобно остальным лакокрасочным материалам стали иметь сложный и строгий композиционный состав, нарушение которого грозит серьёзными отклонениями в "работе" полимеризованного слоя. Недоверие к последним современным релизам вследствие различных предрассудков и стереотипов, навязанных "натуралами", совершенно безосновательно.

Говоря об экологической чистоте промышленных продуктов, отмечу, что синтетика и искусственные полимеры могут оказывать давление на окружающую среду. Многие европейские и, в частности, мартьяновские масла не являются 100% натуральными. В жидком состоянии они могут быть токсичны, но в полимеризованном виде, несмотря на различные аддитивы, сиккативы и прочие хитрые соединения, по-прежнему остаются безвредными для человека и животного мира и безопасными для природы. Это подтверждается сертификатами и протоколами, в том числе, выданных зарубежными аккредитованными организациями.

Чтобы стать грамотным специалистом в определённой области, важно не только нарабатывать опыт, но и постоянно поднимать планку своей теоретической подкованности. Данная работа как раз нацелена на достижение этого эффекта. Благодаря своему писательскому слову, и желанию собрать в одном месте множество разрозненной информации, я надеюсь разрешить многие противоречия, накопленные в столярно-малярном сообществе относительно масло-восковой индустрии. И рассчитываю, что в этом мне помогут ценные комментарии и отзывы неравнодушных мастеров и клиентов - пользователей исследуемых материалов.

Продолжение следует ....
 
#3
Интересная тема! В начале становления своего столярного опыта сразу обратил внимание именно на масла и воски как на основное финишное покрытие. Именно из за простоты пользования. Отсутствие места для покрытия морилками, лаками, короче, работы с красопультом, да и не только места, но и соответствующего опыта. Но пока мой опыт не велик, работал пока с маслами всего двух фирм, Белинка и Борма. Да и времени прошло не особо много после первых покрытых изделий, года три-четыре.
 
#4
Интересная тема! В начале становления своего столярного опыта сразу обратил внимание именно на масла и воски как на основное финишное покрытие. Именно из за простоты пользования. Отсутствие места для покрытия морилками, лаками, короче, работы с красопультом, да и не только места, но и соответствующего опыта. Но пока мой опыт не велик, работал пока с маслами всего двух фирм, Белинка и Борма. Да и времени прошло не особо много после первых покрытых изделий, года три-четыре.
Несмотря на то, что эта технология проста, всё же в ней есть свои подводные камни и невидимые течения. Многие до конца не понимают продукт, применяют его по наитию, что нередко приводит к ошибкам. Причем настолько серьёзным, что человек даже слышать больше не хочет о масле. Виноватым остаётся загадочный состав и все те, кто его рекомендовал.

Я подошел к маслам насторожено. Много про них читал, накопил большое количество теоретического материала. В первую очередь меня интересовал процесс полимеризации на молекулярном уровне. Не мог начать уверенно работать, пока не понял химию масел. Такова моя натура - сказывается небольшое научное прошлое. Сейчас я обобщаю и систематизирую то, что собрал и хочу поделиться со всеми желающими этими наработками. Работа трудоемкая, свободного времени мало, поэтому скорость публикации материала будет низкая. Прошу относиться к этому с пониманием.
Опыта работы в столярке у меня тоже не много. Длительное время я занимался сборкой мебели из ДСП. Сейчас бросил это дело, как лишённое "жизни" и творчества. Столярка - моё хобби.
 
Последнее редактирование:
#5
Я пробовал мартьяова, осмо, биофу.. еще каких то пару банок было из гиперов, уже не помню.. (с твердым воском).. больше всего мне в работе понравилась биофа.. пересмотрел много видео Михаила именно про мартьянов, но результат как то ну не то чтобы он плох.. но после него мне поверхность биофы понравилась гораздо больше..
 
#6
Тут ещё один фактор влияет, а именно, как бы объяснить, куда какое лучше подходит. Простой пример: покупает новичёк колерованный воск, цветом примерно орех, средней тональности, не тёмный не светлый, делает какое либо небольшое изделие из сосны, берёзы, клёна , к примеру, посуду, тарелку, вазу. Натирает этим воском и поражается. Изделие принимает грязный вид. Даже не состарившийся, а именно грязный. Хоть выбрось. А применив этот воск к другой древесине, например, бук, но опять же, смотря какое изделие, получаешь довольно шикарный оттенок. Тут даже не угадаешь, только пробы на обрезках, но, опять же, от типа изделия зависит, будет ли окончательный вид устраивать. Наверное, только опыт поможет.
Так же и с маслами. Ну, с условием, если они изначально нормальные. А то был у меня случай, приобрёл несколько банок килограммовых недорогого масла, по 450 рэ за банку, так вобще не понял смысла, как подкрашенная вода, морилка- не морилка, на масло не похоже, только надпись на банке что масло, ни блеска ни оттенка. Фирму к сожалению, не запомнил, длинное название. Доски для навеса обработал им, что бы не пропадало зря. Кстати, и запаха от него никакого не было, может чисто на подделку нарвался.
А так, со своего примера, делал два одинаковых изделия, для улицы, низкие скамеечки, подставки для цветов в горшках. Одну скамейку обработал Датским маслом Бормовским, мне нравятся эти масла, и вид изделий и работа с ними. А другую, для эксперемента, они всё равно в разные места уехали, обработал Белинкой, для уличной мебели. Хотя это масло меньше нравится, а в этом случае оказалось наоборот. Скамейка, покрытая Белинкой и на вид и на ощупь смотрятся как то по шикарнее, трудно объяснит на словах. И опять же, это на любителя, кому какие фломастеры вкуснее.
Года три - четыре провели эти скамеечки летние сезоны на улице, частично под навесами, но и солнце и дождь немного перепадали, живы- здоровы, вид почти не изменился.
 
#7
Тут ещё один фактор влияет, а именно, как бы объяснить, куда какое лучше подходит. Простой пример: покупает новичёк колерованный воск, цветом примерно орех, средней тональности, не тёмный не светлый, делает какое либо небольшое изделие из сосны, берёзы, клёна , к примеру, посуду, тарелку, вазу. Натирает этим воском и поражается. Изделие принимает грязный вид. Даже не состарившийся, а именно грязный. Хоть выбрось. А применив этот воск к другой древесине, например, бук, но опять же, смотря какое изделие, получаешь довольно шикарный оттенок. Тут даже не угадаешь, только пробы на обрезках, но, опять же, от типа изделия зависит, будет ли окончательный вид устраивать. Наверное, только опыт поможет.
Так же и с маслами. Ну, с условием, если они изначально нормальные. А то был у меня случай, приобрёл несколько банок килограммовых недорогого масла, по 450 рэ за банку, так вобще не понял смысла, как подкрашенная вода, морилка- не морилка, на масло не похоже, только надпись на банке что масло, ни блеска ни оттенка. Фирму к сожалению, не запомнил, длинное название. Доски для навеса обработал им, что бы не пропадало зря. Кстати, и запаха от него никакого не было, может чисто на подделку нарвался.
А так, со своего примера, делал два одинаковых изделия, для улицы, низкие скамеечки, подставки для цветов в горшках. Одну скамейку обработал Датским маслом Бормовским, мне нравятся эти масла, и вид изделий и работа с ними. А другую, для эксперемента, они всё равно в разные места уехали, обработал Белинкой, для уличной мебели. Хотя это масло меньше нравится, а в этом случае оказалось наоборот. Скамейка, покрытая Белинкой и на вид и на ощупь смотрятся как то по шикарнее, трудно объяснит на словах. И опять же, это на любителя, кому какие фломастеры вкуснее.
Года три - четыре провели эти скамеечки летние сезоны на улице, частично под навесами, но и солнце и дождь немного перепадали, живы- здоровы, вид почти не изменился.
Вы ухватили самую суть. Пробные выкрасы на образцах той же древесины, из которой сделано само изделие - обязательное условие при работе с маслами. Второй момент, почему два, на первый взгляд одинаковых изделия, покрываются маслом по-разному, может состоять в различной подготовке поверхности древесины (разная шлифовка). В-третьих, повышенная влажность древесины второго образца может начисто перечеркнуть все Ваши усилия. В-четвертых, свойства самой древесины сильно влияют (плотность, смолянистость). В-пятых, условия сушки поверхности: температура, освещенность, движение воздуха и т.д. и т.п. Я не говорю уже о некачественном масле. В общем, кажется, что просто, а на самом деле целая наука.
 
#8
Я пробовал мартьяова, осмо, биофу.. еще каких то пару банок было из гиперов, уже не помню.. (с твердым воском).. больше всего мне в работе понравилась биофа.. пересмотрел много видео Михаила именно про мартьянов, но результат как то ну не то чтобы он плох.. но после него мне поверхность биофы понравилась гораздо больше..
Где-то год или полтора назад Мартьянов полностью переработал формулу. Я, к сожалению, с их старыми маслами не успел поработать, поэтому сужу по отзывам. Какие были тогда и какие сейчас - как небо и земля. Сам весь 2018 и 2019 гг проэкспериментировал уже с новыми составами. Бывают некоторые отдельные непонятные моменты, но грешу пока на свой недостаточный опыт. Мартьянов пошел на такой шаг из-за необходимости получить покрытия с очень высокими потребительскими свойствами. В результате понял, что на "дедовских" полностью натуральных рецептах этого не достичь. Как результат - установка нового диспергирующего оборудования, закупка высококачествнных химикатов. Так продукт получил новую жизнь.
 
#9
ну я уже по моему на мастеровом, где-то писал.. что мне очень импонирует в результате обработки биофой (я вообще не рекламирую, просто личное впечатление) получается даже на сосне поверхность .. ммм .. даже не знаю нечто среднее между лаком и маслом, очень твердая.. то есть в отличие от других масел его по их технологическим картам не надо вытирать, а наносить очень тонким слоем втирая и высушивать.. далее легкая шлифовка между слоями (после первого я обычно не шлифую).. делаю обычно 3-4 тонких слоя с сушкой сутки... так как у меня очень много всякой мелочевки сосновой, на ней масла смотрятся реально не всегда хорошо... очень часто получается реально грязный вид.. и вот прям реально устал я делать выкраски (хотя полностью согласен что это правильно).. поэтому нашел 2-3 цвета которые дают предсказуемый результат и ими пользуюсь.. мартьянов стоит несколько банок, и я даже иногда делаю какие то попытки его применить, но цвета все время какие то неземные получаются.. даже не знаю как объяснить.. и ставлю обратно =) покупал в прошлом году по моему..
 
#10
ну я уже по моему на мастеровом, где-то писал.. что мне очень импонирует в результате обработки биофой (я вообще не рекламирую, просто личное впечатление) получается даже на сосне поверхность .. ммм .. даже не знаю нечто среднее между лаком и маслом, очень твердая.. то есть в отличие от других масел его по их технологическим картам не надо вытирать, а наносить очень тонким слоем втирая и высушивать.. далее легкая шлифовка между слоями (после первого я обычно не шлифую).. делаю обычно 3-4 тонких слоя с сушкой сутки... так как у меня очень много всякой мелочевки сосновой, на ней масла смотрятся реально не всегда хорошо... очень часто получается реально грязный вид.. и вот прям реально устал я делать выкраски (хотя полностью согласен что это правильно).. поэтому нашел 2-3 цвета которые дают предсказуемый результат и ими пользуюсь.. мартьянов стоит несколько банок, и я даже иногда делаю какие то попытки его применить, но цвета все время какие то неземные получаются.. даже не знаю как объяснить.. и ставлю обратно =) покупал в прошлом году по моему..
Да, отличия покрытий при работе с маслами разных производителей можно легко объяснить их разным составом, соответственно, другими свойствами. Тут каждый подбирает для себя то, что нравится, к чему привык. Постепенно я тоже доберусь и до Biofa и до многих других. Есть идея сделать сравнительный анализ.
 
#11
Также хочу обратить внимание, что я ни в коем случаем не навязываю никому своё видение вопроса и не склоняю на свою сторону. Тем более не занимаюсь рекламой. Всё, что я пишу, моё субъективное мнение, иногда основанное на "свидетельских" показаниях других пользователей. Здесь у нас просто "круглый стол", где каждый желающий может высказать своё, всеми уважаемое мнение.
 

Gmurik

New member
#12
Здравствуйте. Был опыт применения Рубио Монокат было масло для наружных работ, обрабатывал дубовые фасады на летней кухне- пережили 3 зимы. Всё гуд. Обрабатывал спальню из ясеня , шестой год тру подушками по изголовью, никаких изменений цвета и потёртостей. Но есть момент. Весь шпон, обработанный маслом, предварительно наклеенный на контактник клейберит 114 потрескался. Причём в основном тангенс, радиалка жива и здорова. Потом были проблемы между маслом и контактником Рогнеда. Но там я использовал разбавитель бензин Галоша, вместо этилацетата. Пробывал Вакол интерколор, разводил этилацетатом, тоже всё гуд.
 
#13
... Весь шпон, обработанный маслом, предварительно наклеенный на контактник клейберит 114 потрескался. Причём в основном тангенс, радиалка жива и здорова. ....
Добрый день! С чем это связываете? Есть соображения на этот счет? Шпон какой толщины? И какой именно шпон был применен?
 

Gmurik

New member
#14
Здравствуйте. Шпон 0.6 мм. Покупался в фирме Радуга, у них очень хороший склад по условиям хранения. Лопнул спустя ~ 1,5 года. На рогнеде через2 мес. Контактник удобный, но ну его нафиг. Буду брать фанерованный мдф, или фанеровать мешке. О причинах ничего сказать не могу, списывался Михаилом, есть мнение, что это конфликт материалов. Лопнуло под Рубио. Так сложилось. Масло очень нравится. Работал ещё с Осмо, Варатаном. Рубио гораздо удобнее, как по мне. Ещё момент- клеил филёнку ,закончился дуб, доклеивал из старых остатков другого региона . Насухую был абсолютно ровный цвет, после Рубио вылезла разница в цвете.
 
#15
О причинах ничего сказать не могу, списывался Михаилом, есть мнение, что это конфликт материалов. Лопнуло под Рубио. Так сложилось.
Вы имеете в виду конфликт масла и контактного клея?

Ещё момент- клеил филёнку ,закончился дуб, доклеивал из старых остатков другого региона . Насухую был абсолютно ровный цвет, после Рубио вылезла разница в цвете.
Здесь скорее всего с любым маслом что-то подобное было бы. Внутренне материал может иметь другие свойства, какие бы внешние сходства не были.
 

Gmurik

New member
#16
Конфликт наверное между маслом и коньактником. Хотя радиалка живая, да и рубио проникает совсем не глубоко. Может масло проникло в прожилках тангенса.
 
#20
Вы бы слышали, как ругается автор канала "Столярное КБ" по поводу масел! И ненадёжно, и неремонтопригодно, и вообще халтура. Правда он вообще много ругается по разным поводам.
Евгений, добрый день! Если не сложно, дайте ссылочку на это видео. Я канал знаю, но на него не подписан. Сейчас бегло пролистал. Про масло не нашел. Мне интересно любое мнение.
 

Вверх