Ручная отделка изделий из дерева с финишным покрытием лаком

#1
В данном разделе предлагаю размещать и обсуждать ручную отделку изделий из дерева, без использования краскопультов, где в качестве финишного покрытия используется лак, применимо не к промышленным масштабам, а для хоббийного использования (или небольшой мастерской). В качестве затравки и начала темы, расскажу о материалах, методах и инструментах, которые пользуюсь сам, и очень интересно будет узнать, чем еще кто пользуется.
 
#2
Начну с лаков. Разделю их, условно на профессиональные, например от производителей вроде Реннера или Сайерлака, в основном, под использование профессионального оборудования для нанесения в условиях производств, либо для придания различных декоративных эффектов при отделке, при этом разрабатывают целые системы нанесения плюс есть тех поддержка.

Так же есть производители, которые производят более универсальные при этом высококачественные лаки, не привязанные к определенным системам нанесения.

И есть лаки (условно) хозяйственно-бытового назначения, типа - «Яхтный», «Блестящий», «Сверхпрочный», «Паркетный»… и прочими названиями, не имеющими смысловой нагрузки.

А нам более полезна будет классификация лаков изначально с точки зрения: состава – по типу связующего, по типу разбавителя, однокомпонентные – где пленка образуется при полимеризации под действием кислорода воздуха, или двухкомпонентные (с отвердителем, где пленка образуется в результате химической реакции между лаком и отвердителем равномерно по всему объему, после улетучивания разбавителя, на подобие с эпоксидной смолой). По степени глянца, по сухому остатку, времени высыхания, назначению и расходу, твердости и элластичности покрытия.

Я подробно на этой классификации останавливаться не буду – кому интересно – погуглите.

Начинать и выбирать для начала рекомендую: алкидные, алкид-уретановые, уретан-алкидные, полиуретановые лаки (в порядке возрастания по полезным для нас свойствам), где в качестве разбавителя можно использовать уайтспирит, я использую только Тиккуриловский.

Где найти эту информацию? В паспортах, техничках или на банке с лаком.

Я на протяжении многих лет использую однокомпонентный лак от Текнос марки Текнос Хело, со степенью глянца 15% - матовый (реже 40% и есть еще 90% - но им практически не пользуюсь), рекомендую, экспериментировать с ним. Покрывал им различную мебель и даже лестницы. Так же можно подобрать лак от Тиккуриллы, но я не люблю их линейки материалов, за счет непонятных названий, всяких там яссенов, а не по назначению.
Можете попробовать лак любых производителей, продукция которых вам доступна, потому, что для начала нужно просто научиться правильно разбавлять лак до оптимальной консистенции для возможности нанесении кистью, потом, после понимания сути, можно будет выбирать различные лаки, под конкретное назначение – хоть двухкомпонентный фирменный крутой стойкий и прочный…

Водные лаки не использую, и не рекомендую, кроме разве что небольших поделок на полку или на стену.

Лак Текнос Хело раньше был полиуретановый, сейчас уретан-алкидный (но и по цене на треть подешевел). По назначению рекомендован даже до полов в спортзалах. Но так, как он стал уретан алкидным, приходится наносить на один слой больше.

Если освоить нанесение этого лака, то потом по аналогии, понимая консистенцию и суть работы, можно наносить широкий спектр различных лаков при помощи кистей.

Короче, для начала рекомендую лак Текнос Хело со степенью глянца 15 или 40% (есть в разной таре, нужна меньше литра) и литровая бутылка финского Тиккуриловского уайтспирита, и бутылка Питерского Тиккуриловского уайтспирита чтобы мыть кисти (можно приобрести только Питерский и для лака и для промывки кистей). Фотографии лака и разбавителей прилагаю. Ну и естественно надо понимать, что в жилом помещении естественно будет запах, и заниматься этим не стоит, если только иногда и для совсем небольших предметов.

Использовал данный лак для лестниц, шкафов, столов, тумбочек… в сочетании с водными морилками различных цветов и красками-пропитками. Например, на фото, где лестница – стены (вагонка) покрыта краской-пропиткой Дюфа Вуд протект цвета сосна, а лестница – водной морилкой цвета дуб от фирмы Латек, краской-пропиткой Дюфа вуд протект цвета сосна, и слоя три-четыре лака Текнос хело 40% (полуглянцевый). Коричневый шкаф, комод и зеркало – морилка цвета орех, краска-пропитка цвета палисандр, лак Текнос Хело 15% (матовый), Желтый шкаф – морилка цвета дуб, краска-пропитка цвета сосна, лак Текнос Хело 15% (матовый). Лак наношу небольшими художественными кистями с искусственной щетиной.
 

Вложения

Алексей Ананьин

Moderator
Команда форума
#3
Водные лаки не использую, и не рекомендую, кроме разве что небольших поделок на полку или на стену.
Андрей, почему ?

Коричневый шкаф, комод и зеркало – морилка цвета орех, краска-пропитка цвета палисандр, лак Текнос Хело 15% (матовый), Желтый шкаф – морилка цвета дуб, краска-пропитка цвета сосна, лак Текнос Хело 15% (матовый). Лак наношу небольшими художественными кистями с искусственной щетиной.
Материал мебели - сосна ? Красиво как выглядит, особенно темный шкаф мне очень понравился!
 
#4
Водные лаки не подходят по всем из доброго десятка параметров, кроме «безвредности» при нанесении, и все равно запах есть, а вредность для здоровья не обязательно должна сильно пахнуть))) Но если кто не верит – можно самостоятельно сравнить…

Материал мебели - сосна ? Красиво как выглядит, особенно темный шкаф мне очень понравился!
Цвет интересный, причем он по сути как бы с эффектом «хамелеон», за счет последовательного многослойного нанесения, и в зависимости от освещенности и с какой стороны смотреть – может иметь оттенки от красно-коричневых до практически черных, при этом изделие не выглядит как новое. Материал – сосна.
 

Вложения

Алексей Ананьин

Moderator
Команда форума
#5
Цвет интересный, причем он по сути как бы с эффектом «хамелеон», за счет последовательного многослойного нанесения, и в зависимости от освещенности и с какой стороны смотреть – может иметь оттенки от красно-коричневых до практически черных, при этом изделие не выглядит как новое. Материал – сосна.
Сосновые щиты покупали в обычном магазине или сами клеили? Как добились равномерного покрытия? Ведь ламели на щитах обычно как зебра выкрашиваются. Если где-то в видео это объясняли, укажите на него, пожал-ста. Я не все успел просмотреть.
 
#6
Щиты из сосны – в основном покупаю, если могу найти хорошие – сейчас с этим проблема, несколько лет назад не было проблем, или клею сам. На шкафы большие щиты покупал, те, что поменьше клеил. Фасады тоже покупные – потому что за эту цену я их сделать не смогу, какой смысл делать то, что дешевле можно купить при сопоставимом качестве )))

Удивляет, когда некоторые мастера делают вещи из категории ширпотреба, которыми завалены все местные магазины и ларьки, пытаясь в гараже конкурировать с поточными большими производствами))) Но это кому как нравится…

Для выравнивания разнородной поверхности, сначала (но не всегда) проклеиваю щиты разведенным клеем Тайтбонд – поднимаю и фиксирую ворс, частично заполняю поры и создаю некоторую более равномерную подложку для нанесения тех же классических водных морилок.

Далее в несколько этапов наношу и сошлифовываю морилки, доводя поверхность до нужной стадии шлифовки. При шлифовке по морилке та же могу сошлифовывать сильнее более контрастные участки. Потом это дополнительно насыщаю потом поверхность цветом при помощи красок-пропиток, при этом еще более выравнивая цвет, при этом краска –пропитка выступает и в роли грунта под лак и защитного слоя для морилки. А потом лак, слоя три-четыре.

Посмотреть можно, например плейлист «полка для обуви с резными элементами», там все этапы, причем обратите внимание на качество исходных досок сосновых, с синевой, и на конечный результат, чем то напоминающий по благородности дуб. А смотреть надо целиком, все этапы, это долго и нудно, но я не знаю, как более проще донести информацию. Здесь не получится посмотрев пять минут повторить результат. Или серьезно заниматься, или ни как.
 

Алексей Ананьин

Moderator
Команда форума
#7
Щиты из сосны – в основном покупаю, если могу найти хорошие – сейчас с этим проблема, несколько лет назад не было проблем, или клею сам. На шкафы большие щиты покупал, те, что поменьше клеил. Фасады тоже покупные – потому что за эту цену я их сделать не смогу, какой смысл делать то, что дешевле можно купить при сопоставимом качестве )))

Удивляет, когда некоторые мастера делают вещи из категории ширпотреба, которыми завалены все местные магазины и ларьки, пытаясь в гараже конкурировать с поточными большими производствами))) Но это кому как нравится…

Для выравнивания разнородной поверхности, сначала (но не всегда) проклеиваю щиты разведенным клеем Тайтбонд – поднимаю и фиксирую ворс, частично заполняю поры и создаю некоторую более равномерную подложку для нанесения тех же классических водных морилок.

Далее в несколько этапов наношу и сошлифовываю морилки, доводя поверхность до нужной стадии шлифовки. При шлифовке по морилке та же могу сошлифовывать сильнее более контрастные участки. Потом это дополнительно насыщаю потом поверхность цветом при помощи красок-пропиток, при этом еще более выравнивая цвет, при этом краска –пропитка выступает и в роли грунта под лак и защитного слоя для морилки. А потом лак, слоя три-четыре.

Посмотреть можно, например плейлист «полка для обуви с резными элементами», там все этапы, причем обратите внимание на качество исходных досок сосновых, с синевой, и на конечный результат, чем то напоминающий по благородности дуб. А смотреть надо целиком, все этапы, это долго и нудно, но я не знаю, как более проще донести информацию. Здесь не получится посмотрев пять минут повторить результат. Или серьезно заниматься, или ни как.
Спасибо, Андрей!
 
#8
А что лучше, валик или кисть? Я красил водной эмалью Капарол полиуретано-акриловой. От кисти всегда были следы, а валик давал от гладкой поверхности до небольшой, равномерной, прилично выглядящей шагрени.
 
#9
Смотря чего и на какую поверхность наносить. Классические морилки - валиком и кистью, краски и краски пропитки - кистью или валиком, лак - кистью, эмаль - валиком... А на забор или сарай - тем что есть под рукой )))
 
#10
Сложилось впечатление, что для ручного нанесения, тем более кистью, первостепенна способность краски к самовыравниванию слоя до того, как он начнёт высыхать. От чего это зависит? Надо разбавлять сильнее или слабее? Или тип краски играет роль? Или особенности кисти и валика? Или толщина наносимого слоя? Или что другое?
 
#11
Скорее не способностью к самовыравниваю – это более актуально для эмали и непрозрачной укрывистой краски для заборов при нанесении толстым слоем, а для мебели в основном ведь используем очень тонкие полупрозрачные слои «краски». И для равномерного нанесения кистью, главное чтобы при нанесении состав начинал «вставать», по аналогии с маслом, не ранее чем через 10 минут, чтобы была возможность равномерного распределения по всей поверхности.

Есть такие составы, где на банке написано «все в одном» - и морилка, и краска, и защитный прочный слой, и через час после нанесения изделием можно пользоваться )))
У меня есть такие образцы. Их практически не возможно равномерно нанести, потому что вот провели одну полоску, выровняли, а следующую рядом наносим – чуть-чуть заходим на предыдущую полоску, где краска уже «встала» за минуту – и получаем в этом месте двойной слой, отличающийся по цвету и плотности слоя.

И еще важно обеспечить хорошее скольжение по поверхности, чтобы наносить именно равномерный тонкий слой. Обычно это достигается составом краски, в рецептуру которых вводят различные специальные добавки для скольжения. Так же важна степень шлифовки поверхности перед нанесением. Разбавление краски или смачивание кисти так же способствует скольжению, но при этом может немного поднимать классическую морилку, если её конечно наносили перед краской. И на многих красках пишут на сколько ее максимально можно разбавлять водой, правда это больше относится, если краска в качестве финишного покрытия, если по ней потом лак – то можно разбавлять сильнее.

Поэтому морилки я обычно наношу валиком, а вот краски-пропитки кистью (я пользуюсь водной Дюфа Вуд протект). Кисти использую небольшие художественные синтетические определенного размера, с определенной упругостью щетины и размером волосков.

Про кисти я подробно рассказываю и показываю в самом первом ролике моего канала.

Но если научиться и понять суть нанесения, то можно использовать различные краски, морилки и лаки, и различные кисти и валики, просто могут быть ньюансы, и могут встретиться составы, которые не получится нанести. Главное пробовать.
 

Алексей Ананьин

Moderator
Команда форума
#12
Скорее не способностью к самовыравниваю – это более актуально для эмали и непрозрачной укрывистой краски для заборов при нанесении толстым слоем, а для мебели в основном ведь используем очень тонкие полупрозрачные слои «краски». И для равномерного нанесения кистью, главное чтобы при нанесении состав начинал «вставать», по аналогии с маслом, не ранее чем через 10 минут, чтобы была возможность равномерного распределения по всей поверхности.

Есть такие составы, где на банке написано «все в одном» - и морилка, и краска, и защитный прочный слой, и через час после нанесения изделием можно пользоваться )))
У меня есть такие образцы. Их практически не возможно равномерно нанести, потому что вот провели одну полоску, выровняли, а следующую рядом наносим – чуть-чуть заходим на предыдущую полоску, где краска уже «встала» за минуту – и получаем в этом месте двойной слой, отличающийся по цвету и плотности слоя.

И еще важно обеспечить хорошее скольжение по поверхности, чтобы наносить именно равномерный тонкий слой. Обычно это достигается составом краски, в рецептуру которых вводят различные специальные добавки для скольжения. Так же важна степень шлифовки поверхности перед нанесением. Разбавление краски или смачивание кисти так же способствует скольжению, но при этом может немного поднимать классическую морилку, если её конечно наносили перед краской. И на многих красках пишут на сколько ее максимально можно разбавлять водой, правда это больше относится, если краска в качестве финишного покрытия, если по ней потом лак – то можно разбавлять сильнее.

Поэтому морилки я обычно наношу валиком, а вот краски-пропитки кистью (я пользуюсь водной Дюфа Вуд протект). Кисти использую небольшие художественные синтетические определенного размера, с определенной упругостью щетины и размером волосков.

Про кисти я подробно рассказываю и показываю в самом первом ролике моего канала.

Но если научиться и понять суть нанесения, то можно использовать различные краски, морилки и лаки, и различные кисти и валики, просто могут быть ньюансы, и могут встретиться составы, которые не получится нанести. Главное пробовать.
Андрей, что означает явление "подъем морилки краской"? Это когда при нанесении лака морилка начинает растворяться и смешиваться с ним, как бы колеруя его? Как этого избежать?
 
#14
Алексей, вы сейчас на одном тематическом форуме посмотрели и прокомментировали ролик одного «специалиста» по нанесению «краски на фанеру кистью)))

Обратили внимание на ярковыраженные следы от кисти? Это к вопросу, почему я использую художественные…

Кстати. Подобные субстанции, а я пробовал лак от ВГТ, что в той банке – не знаю, написано, что лак, но будет похоже на эмаль. Но стопроцентно не скажу, потому, что не пробовал, а вот их же эмаль раскатывал валиком по той же фанере, получается ровно и хорошо.
 

Алексей Ананьин

Moderator
Команда форума
#15
Алексей, вы сейчас на одном тематическом форуме посмотрели и прокомментировали ролик одного «специалиста» по нанесению «краски на фанеру кистью)))

Обратили внимание на ярковыраженные следы от кисти? Это к вопросу, почему я использую художественные…

Кстати. Подобные субстанции, а я пробовал лак от ВГТ, что в той банке – не знаю, написано, что лак, но будет похоже на эмаль. Но стопроцентно не скажу, потому, что не пробовал, а вот их же эмаль раскатывал валиком по той же фанере, получается ровно и хорошо.
Да, Андрей, заметил. Только вот сам попробовать никак не могу. По нанесению лаков и красок пока собираю информацию. Пытаюсь не запутаться. Много спецов на ютубе, кто во что горазд. Этот товарищ мне показался далеко не профессионалом. Возможно он просто не делал нормальных финишных покрытий, не изучал их и знаний не хватает.
 
#16
Давайте рассмотрим теперь материалы, с помощью которых можно придавать оттенки и цвета изделиям, при ручном нанесении без использования краскопультов, и их условную классификацию. И вот здесь, в отличие от масел, практически нет ни каких ограничений, кроме, того, что каждый последующий слой должен не поднимать и не стягивать предыдущие слои (если конечно это не требуется для различных эффектов состаривания). И первыми из них будут классические морилки.

Классические морилки – тонирующие составы, которые не содержат в своем составе связующего (пленкообразующего) или содержат связующее в мизерном количестве, которого не достаточно для образованию сплошной пленки, поэтому могут использоваться только для тонирования поверхности и не могут использоваться в качестве финишных покрытий (в отличие от красок). Наличие в морилке небольшого количества связующего может негативно сказываться при нанесении масла по верх морилки.

Чтобы не нагружать чтением долгих текстов – размещаю здесь ролик про морилки, и несколько фотографий простейших водных морилок, которыми пользуюсь (для понимания производителей, цвета – какие понравятся).

 

Вложения

#17
#18
Ни какой категоричности нет.

Очень много людей, которым не надо часто наносить ЛКМ, либо в очень небольших количествах. И нет специальной камеры (пусть даже и самодельной).

А наносить на улице или фиг знает где – теряется половина смысла нанесения профессиональных ЛКМ краскопультом.

Плюс нужен краскопульт и компрессор…

А еще есть роспись и много всего интересного, где краскопульт не прокатит. И бывают работы у заказчиков, где не допустимо использование оборудования.

Поэтому ручное нанесение для очень многих – реальный выход.

Если столярка – профессиональное занятие, то более интересным будет воздушное нанесение. Тогда есть смысл заморочиться хотя бы подобием камеры, приобрести несколько краскопультов, нормальный компрессор + доп. ресивер, хорошую обвязку и т. п.

При этом может все равно понадобиться ручное нанесение…
 
#19
Давайте продолжим далее тему про тонирующие составы для древесины, и теперь речь пойдет о красках.

Красками предлагаю называть тонирующие составы, которые в своих рецептурах содержат связующее, в достаточном количестве для образования пленки при полимеризации. В зависимости от состава и назначения, краски кроме придания цвета изделию, могут выступать в роли финишного покрытия, либо дополнительно покрываться лаком.

Если говорить о составе краски в упрощенном виде, то, как правило, краски состоят из связующего, пигментов или органических красителей, наполнителей, разбавителя или растворителя, и различных функциональных добавок.

Проникающая способность у любых красок значительно ниже, чем у морилок на том же разбавителе (растворителе), что обусловлено как правило боле крупными размерами частиц и наличием связующего в приличном количестве в составе красок.

Ну и так же упрощенно говоря, краски, в составе которых в определенном количестве присутствует лак, либо приготовленные на лаке в качестве связующего, называют эмалями.

Чтобы не утомлять чтением больших текстов, выкладываю ролик по этой теме, где все доступно и наглядно показано.

 

Вверх